Горы и ничего лишнего

"Рифуджинг" - новый рецепт горнолыжного отдыха

Если ты любишь кататься больше, чем стоять в очереди на подъемнике, если ты тот, кто готов встать пораньше, чтобы погонять по свежеприготовленным трассам, а не пробираться по буграм и залысинам, если в горы ты едешь для того, чтобы побыть в горах, а не сидеть в ресторанах и фланировать по курортам, то «рифуджинг» – это то, что тебе нужно!

Всем отлично известно, что регион Dolomiti Superski предоставляет просто неограниченные возможности для катания. Однако немногие из приезжих горнолыжников имеют реальную возможность обкатать даже половину из тех самых 1200 километров трасс и 450 подъемников, что становятся доступны при покупке универсального ски-пасса. Тем не менее возможность совершить действительно увлекательное ски-сафари есть у каждого, надо только немного нестандартно подойти к организации поездки в Доломиты. В награду тебе достанутся дополнительные бонусы, практически недоступные для других горнолыжников.

ИДЕЯ

В некоторых горных хижинах (по-итальянски «рифуджи») можно не только отдохнуть и перекусить во время катания, но также остановиться на ночлег. Это может быть как койка в общем спальном зале, человек на 6-12 – «дормитории», так и вполне комфортабельный отдельный номер с приватной ванной комнатой. В последнее время такие предложения встречаются все чаще и у нас появляется возможность спланировать настоящий горнолыжный поход по необъятным просторам Dolomiti Superski, и при этом не возвращаться каждый раз в свою «домашнюю» долину, а заночевать где-нибудь на маршруте. Также можно смело рассчитывать на сытный ужин и завтрак – это все предусмотрено и включено в стоимость.

После обеда, когда основная масса публики торопится не опоздать на последний подъемник, ты спокойно приезжаешь в свою «рифугу», где тебя ждет приготовленный номер. С последними горнолыжниками вниз в долину спускается суета и ты остаешься практически наедине с самыми красивыми горами на свете и самыми потрясающими в этих горах закатами. Можно без конца фотографировать уникальную панораму Доломитов в «правильном» вечернем свете, никто не будет лезть в кадр и ничто не будет тебя торопить. Как стемнеет, тебя уже будут ждать на ужин и без промедления посадят за зарезервированный стол. Где-то там шумят и сверкают многолюдные курорты, а ты за десертом или диджестивом разговорился с интересным собеседником – таким же как ты романтиком и любителем приключений. Однако не стоит засиживаться слишком поздно, рано утром тебе представится редкая возможность увидеть еще одну красоту – рассвет в горах. Пропустить такое невозможно!

Встретив восход солнца, не теряя времени нужно отправляться на завтрак и сразу на гору – отратраченные с вечера трассы полностью в твоем распоряжении и у тебя есть немного времени, чтобы воспользоваться таким эксклюзивным предложением. Совсем скоро один за другим сюда подтянутся горнолыжники из долины, отстоявшие положенное время в очереди на подъемник, но ты будешь уже далеко – на пути к новым приключениям, закатам и рассветам. И только немного завистливые взгляды будут смотреть на следы от твоих лыж, оставленные на еще совсем недавно нетронутом склоне.

КАК ВСЕ УСТРОИТЬ – ДЕЛИМСЯ СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ

Имея в распоряжении всего три «катальных» дня, мне очень хотелось воспользоваться ими по максимуму. И потому возникла идея не тратить время на ежедневные подъемы из долины в зону катания и спуск обратно, а составить какой-нибудь интересный маршрут и ночевать прямо в горах – без отрыва от отдыха.

Марш-бросок по Доломитам был спланирован таким образом.

1-й день: Прилет в Верону на регулярном рейсе S7. Трансфер из аэропорта в Валь-Ди-Фассу на автобусе компании Fly Ski Shuttle. На тот момент это оказалось один из самых удобных и недорогих способов попасть из Москвы в Доломиты. Ужин и ночлег в Кампителло.

2-й день: Оставляю часть не нужного в горах багажа в гостинице в Кампителло. Ски-сафари по маршруту из Валь-Ди-Фассы через зоны катания Валь-Гардена, Альта-Бадия к вершине Лагацой. Ужин и ночлег в Rif. Lagazuoi на высоте 2835 м.
3-й день: Ски-сафари по маршруту от Лагацой через зоны катания Альта-Бадия, Арабба, Валь-Ди-Фасса к перевалу Пасс-Пордой. Ужин и ночлег в Rif. Fredarola на высоте 2390 м.

4-й день: Ски-сафари по маршруту от перевала Пассо-Пордой через зону катания Арабба на вершину Мармолада и обратно в Валь-Ди-Фассу. Ужин и ночлег в Кампителло (в той же гостинице, где ранее оставил багаж).

5-й день: Переезд на общественном транспорте (с тремя пересадками) из Валь-Ди-Фассы до аэропорта Вероны. Перелет в Москву регулярным рейсом S7.

Задача минимум – пройти запланированный маршрут, максимум – пройти запланированный маршрут и успеть забраться на Мармоладу, попытаться пройти фри-райдерский маршрут в долине Валь-Мецди.

Слабое место в плане – переезд из Кампителло в аэропорт Вероны на обратном пути.

ПОДГОТОВКА

Виза осталась после предыдущих поездок. Купить билет на самолет и страховку – ничего сложного. Заказать трансфер из аэропорта до Кампителло тоже!

Нужно сделать гостиницу по возможности недалеко от подъемника, ведущего в основную зону катания на 1+1 ночь, где оставить часть багажа в начале маршрута, чтобы по окончании забрать его обратно. Пришлось повозиться, но получилось найти неплохой и недорогой вариант в Кампителло.

Что бы договориться о ночлеге в рифугах никакой букинг-шмукинг не поможет. В Lagazuoi на сайте есть система онлайн бронирования и там было свободно «койкоместо» в одной из общих спальных комнат на нужную дату – единственное, надо сказать!

В Fredarola пришлось писать запрос. Ответили достаточно быстро и предложили отдельную комнату с завтраком и ужином, немного дороже, чем рассчитывал, но пришлось согласиться.

Надо раздобыть расписание на местный общественный транспорт по маршруту Кампителло – Кавалезе – Энья/Ноймаркт на автобусе, далее до Вероны на поезде и на шаттл-бус до аэропорта. В моем случае, вовремя успеть на самолет можно было только выехав из Валь-Ди-Фассы на первом рейсе автобуса – примерно в 6 утра. При этом на пересадку на поезд и покупку билета оставалось менее 10 минут. Это само по себе немного и очень хотелось надеяться, что автобус не задержится в пути и придет по расписанию. Иначе пришлось бы раскошелиться на такси…

ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ?

Обычные сборы в горы в соответствии с актуальным прогнозом погоды. Однако пришлось подумать над тем, какие вещи брать с собой в поход, а что оставить на «безответственное» хранение в гостинице. Все, включая сноуборд с ботинками, уместилось в обычном чехле с колесиками и небольшом рюкзаке.
Так как я отправлялся в горнолыжный поход на пару дней, то все, что могло понадобиться во время и после катания, мне нужно было иметь при себе. При этом перегружать рюкзак совсем не хотелось и потому пришлось очень критично посмотреть на его содержимое, а также и на содержимое карманов.
Кроме денег, документов и смартфона в путь со мной отправилась дополнительная пара термобелья, носков и перчаток, обычные ботинки, шапка, джинсы, ограниченный набор гигиенических принадлежностей и бинокль.
Все остальное, с чем и в чем я приехал в Кампителло, я упаковал в опустевший чехол и с разрешения хозяйки гостиницы пристроил в каком-то чулане (заранее эту опцию лучше не проговаривать, так как горцы настороженно относятся ко всему необычному, но я был уверен, что мне не откажут).

КАК ВСЕ ПРОШЛО – ПОДРОБНОСТИ МАРШРУТА

Конечно же все получилось!

В день после приезда я сразу после завтрака экипировался и отправился на нижнюю станцию подъемника на Col Rodella, купил там Dolomiti Super Skipass на три дня и отправился в путь.
Сначала я заехал в Валь-Гардену, где немного покрутился в районе Пассо-Селла и План-Де-Гральба – заехал в Citta dei Sassi и посмотрел новенький навороченный дизайнерский подъемник от Peninfarina.
Потом прокатился по Sasslong и еще одной черной трассе на Чампинои и через Дантерчепис отправился в Альта-Бадию. Там в окрестностях Кольфоско свернул с Селларонды в небольшой район катания Edelweiss Tal, откуда лучше всего просматривается выход из Валь-Мецди (куда я запланировал отправиться на следующий день).
Спустя еще пару часов я уже подходил к маршрутке, которая отвозит всех желающих от местечка Арментарола к перевалу Фальцарего. Там находится нижняя станция фуникулера, на котором я добрался к месту своего запланированного ночлега в Rifugio Lagazuoi.

На следующий день сразу после завтрака я по горнолыжной трассе спустился обратно к Арментарола. Здесь по плану меня должна была дожидаться лошадь с повозкой и кучером, которая довозит всех желающих до подъемников в зоне катания Альта-Бадии – она каждый день так делает, и тем самым зарабатывает на пропитание себе и хозяину. Но так как я приехал слишком рано, то на остановке гужевого транспорта никакой лошади еще не было. Надо было подождать. Через несколько минут ко мне присоединилась группа итальянских лыжников, которые также, как и я ночевали на верху на Лагацой. Мы в складчину вызвали микроавтобус-такси (телефонный номер висит тут же на остановке) и он доставил нас к канатной дороге в Сан-Кассиано.
Дальше я выехал на Селларонду и через Араббу отправился в Валь-Ди-Фассу, в район катания Belvedere. Здесь находится следующая моя «рифуга» – Fredarola, где я оставил рюкзак с пожитками, чтобы можно было кататься налегке.
В моих планах было попробовать пройти по фрирайдерскому маршруту Валь-Мецди, спускающемуся через узкое ущелье прямо от вершины Селла в сторону Кольфоско в Альта-Бадии. Для начала нужно было добраться до стартовой точки на верхней станции канатки на Сасс-Пордои и оценить обстановку. Обстановка оказалась подходящей, и я отправился в путь.
Часа через 2-3 я уже был внизу в Альта-Бадии и во второй раз за день по тому же самому участку Селларонды вернулся к Rifugio Fredarola.

В третий день я решил побывать на Мармоладе (рюкзак я снова оставил в «рифуге» и забрал его после обеда, на обратном пути), причем задача была попробовать это сделать таким образом, чтобы не попасть в пробку, которая нередко случается на ключевых подъемниках по пути к леднику. Это оказалось совсем не сложно, ведь в то время, когда я вышел на склон вокруг меня абсолютно никого не было!
Правда на подъемниках, которые были включены, но еще закрыты для публики (так рано сюда почти никто не добирается), приходилось просить работников пропустить меня на посадку. Немного поупрямившись, ибо не по инструкции, они все же разрешали и таким образом я очень быстро оказался в Араббе и спустился в Малья-Чиапеллу к первой очереди фуникулера на Мармоладу, куда я и поднялся в числе первых посетителей.

Затем я отправился в обратный путь к Араббе, провел некоторое время на трассах на Порта-Весково и в районе перевала Пассо-Камполонго (между Араббой и Альта-Бадией) и к вечеру вернулся в Валь-Ди-Фассу в свою гостиницу в Кампителло. Здесь я нашел в полной целости и сохранности свои вещи, оставленные три дня назад. Предупредил хозяйку об очень раннем отъезде, поблагодарил за все и пошел ужинать и спать. На следующее утро без приключений добрался до аэропорта Вероны и убрался «восвояси».

СТОИЛО ТОГО?

Да, и еще как! Иногда раздражает слишком большое количество горнолыжной публики – загруженные и разбитые трассы, очереди на подъемниках, переполненные рестораны. Всего этого удалось избежать если не полностью, то значительно минимизировать. Быть первым на склоне и «резать вельвет» – редкое удовольствие. За то время, когда основная масса доберется до подъемников и возникнет необходимость немного подождать своей очереди на посадку, успеваешь накатать довольно много. При этом, начав раньше всех, одним из первых приходишь перекусить – выбираешь любое место, общаешься с еще не успевшими утомиться «работниками общепита», получаешь все самое свежеприготовленное. Уходишь со склона, не дожидаясь традиционных «бугров и залысин», избегая сутолоки и толчеи, когда все спешат вернуться в свои долины. Куда ни посмотришь – сплошные плюсы!
Закат и рассвет в Доломитах – это отдельная тема. Если кто видел, тот никогда не забудет. При этом, когда находишься не внизу в долине, а наверху, то перед тобой открываются совершенно другие виды и панорамы, и никто не будет отвлекать тебя от такого эксклюзивного природного спектакля.
Вечером последние горнолыжники уносят с собой шум и суету, останавливаются все подъемники, и ты остаешься наедине с вершинами, работниками «рифуги», ее немногочисленными постояльцами и местным сторожевым котом. Витрины магазинов, огни ресторанов, бассейны, термальные комплексы и развеселое апре-ски – все это где-то там, далеко. И ты наконец сможешь увидеть и понять настоящие горы… Какие они есть, были и какими будут всегда. Если вдруг неподалеку зарычит какой-нибудь ратрак, то это ничего, он занят очень нужным делом – готовит к утру горнолыжный склон лично для тебя. Пусть старается!

На фото: Кортина Д’Ампеццо, вершина Лагацой.