Горнолыжный маршрут Sellaronda

вокруг горного массива Селла

Каждый мало-мальски подготовленный лыжник, приехавший на один из популярных в Доломитовых Альпах курорт — в Валь Гардену, Валь ди Фассу, Альта Бадию или Араббу, познакомившись с местными трассами, непременно отправляется в путешествие по маршруту Sellaronda. А некоторые делают это даже еще до того, как освоят свои «домашние» склоны.

 

Что такое Селларонда и для чего она нужна

Sellaronda далеко не самый сложный маршрут. Более-менее опытному горнолыжнику навряд ли будет интересно проехать его от начала до конца. Разве только что для разминки… Главное его предназначение – это возможность переместиться из одного курорта, расположенного вокруг горного массива Селла, до другого и обратно. Тем самым значительно разнообразив катание, так как в общей сложности в единой связке здесь находится около 500 км горнолыжных трасс! При этом пропуском на все подъёмники будет являться всего лишь один универсальный ски-пасс Dolomiti Super Skipass, действующий без ограничений по всему региону.

Еще одной особенностью маршрута является то, что он кольцевой и прокатиться по нему можно в обе стороны — как по, так и против часовой стрелки. Отправившись по нему в одну сторону, вы не меняя направление движения вернётесь к отправному пункту. Сбиться с пути не получится, на всём протяжении Селларонды вам будут встречаться указатели оранжевого или зеленого цвета, на которые вам и нужно будет ориентироваться.

 

Какие курорты и посёлки расположены на маршруте Селларонда

Горнолыжный маршрут Селларонда проходит через четыре курорта и выход на него возможен из следующих посёлков:

ВАЛЬ ДИ ФАССА

  • Альба-Ди-Канацеи — фуникулёр в район катания Belvedere, расположенному на Селларонде
  • Канацеи — подъёмник в район катания Belvedere, расположенному на Селларонде
  • Кампителло — фуникулёр в район катания Col Rodella, расположенному на Селларонде
  • Поцца — на лыжах/подъёмниках до Альбы или на ски-бусе до Кампителло и далее выход на Селларонду
  • Виго, Сорага, Моэна и др. — на ски-бусе до Поццы или Кампителло и далее выход на Селларонду

ВАЛЬ ГАРДЕНА

  • Сельва (Волькенштайн) — Селларонда проходит непосредственно через посёлок, между районами катания Plan de Gralba — Ciampinoi — Dantercepies
  • Сан-Кристина — подъёмник в район катания Ciampinoi, расположенному на Селларонде
  • Ортизеи (Ст. Ульрих) — на лыжах/подъёмниках до Сан-Кристины и далее выход на Селларонду

АЛЬТА БАДИЯ

  • Кольфоско — Селларонда проходит непосредственно через посёлок
  • Корвара — Селларонда проходит непосредственно через посёлок
  • Ла-Вилла, Сан-Кассиано, Бадиа — на лыжах/подъёмниках или на ски-бусе до Корвары и далее выход на Селларонду

АРАББА / МАРМОЛАДА

  • Арабба — Селларонда проходит непосредственно через посёлок
  • Малья Чиапелла — на лыжах/подъёмниках до Араббы и далее выход на Селларонду

При определённых условиях на Селларонду также реально попасть из курортов, расположенных по соседству — Кортина Д’Ампеццо, Кронплатц, Валь-Ди-Фьемме, Альпе-Ди-Сюзи и Альп-Лусия / Пассо-Сан-Пеллегрино, Чиветта. Однако такое «ски-сафари» рекомендуется планировать только подготовленным горнолыжникам и иметь в запасе не менее 6-8 часов.

 

Описание маршрута взято из путеводителя «БугельSki Guide: Италия» Юрия Бугельского, в которое, с разрешения автора, внесены некоторые изменения, ставшие актуальными в соответствии с обновлением горнолыжной инфраструктуры.

 

Описание маршрута

Sella – мощная, почти монолитная горная группа, похожая на неприступную крепость с отвесными скальными стенами высотой 600-800 м. В северной ее части находятся Piz Miara (2912), Meisules (2994), Cima Pissadu (2985), на востоке – Piz da Lec (2911), с южной стороны – Sass Pordoi (2950) и главная вершина, конусообразная Piz Boe (3151). Ronda буквально означает «патруль». А Sella Ronda – замкнутый круговой маршрут, пройти который в обоих направлениях, как по, так и против часовой стрелки, позволяет цепь связанных между собой канаток и трасс. Возможность такого «патрулирования» появилась в середине 80-х годов прошлого века: именно к этому времени были установлены подъемники на всех четырех перевалах вокруг горной группы Sella: Passo Gardena (2137), Passo Campolongo (1875), Passo Pordoi (2239) и Passo Sella (2244).

Длина маршрута с учетом подъемов и спусков, если двигаться «по прямой», без каких-либо отклонений, составляет около 40 км. Разные путеводители указывают разное время, необходимое для Sella Ronda, обычно 4-5 часов. На самом деле, более-менее подготовленный лыжник справляется с маршрутом быстрее, а опытный катальщик при желании способен дважды за день обернуться вокруг Sella. Профессиональные спортсмены, участники ежегодного Sella Ronda Skimarafon, обегают горную группу за 3,5-4 часа на равнинных лыжах.

Если не ставить никаких рекордов, Sella Ronda представляет собой приятную, не слишком утомительную прогулку. Лыжникам со средним опытом катания это ски-сафари нравится постоянной сменой восхитительных пейзажей, характера склонов, самой возможностью двигаться вперед и вперед, не повторяя пройденных спусков. Сбиться с дороги трудно: на развилках и на станциях канатных дорог имеется множество указателей движения по и против часовой стрелки. Безусловным плюсом является то, что на всем протяжении маршрута в обоих направлениях не осталось бугельных подъемников — только креселки и гондолы. В них можно передохнуть и наскоро перекусить, если жаль тратить время на серьезный обед в одном из горных ресторанов, которых по дороге десятки.

Главный недостаток Sella Ronda состоит в том, что большинство трасс маршрута не интересны именно как трассы. В обоих направлениях хватает пологих и скучных спусков, некоторые участки проходятся практически без поворотов. Не полноценное катание, а перемещение из пункта А в пункт В, еще и палками приходится отталкиваться, чтобы хоть немного набрать скорость…

Как и во всяком ски-сафари, путешествуя по маршруту Sella Ronda необходимо внимательно следить за временем: на последнем перевале перед долиной, в которой вы живете, лучше быть не позднее 16.00. Не стоит игнорировать периодически возникающие на электронных табло предупреждения: Sella Ronda closed. Это означает, что движение по кругу остановлено из-за погодных условий, аварии на подъемнике или по какой-то иной причине. В таком случае, приехав, например, из Валь Гардены в Араббу, вы рискуете обнаружить, что там ни в ту, ни в другую сторону канатки не поднимают (впрочем это случается довольно редко)… Если не рассчитали время, опоздали на подъемники или застряли где-то посреди маршрута, особо не переживайте. Автомобильное сообщение вокруг массива Sella открыто весь год, такси пока никто не отменял; возвращение домой обойдется в 70-100 евро.

Начать путешествие можно из любого курорта, расположенного в непосредственной близости от горной группы Sella. Для того, чтобы на лыжах добраться до маршрута из Ортизеи (Валь Гардена), требуется около часа, из Ла-Виллы и Сан-Кассиано (Альта Бадиа) – 30-40 минут; столько же времени займет дорога из находящихся в Валь ди Фассе курортов Поцца и Виго ди Фасса (автобус + подъем на фуникулере). Мы описываем маршрут Sella Ronda, начиная с Сельвы-Гардены.

 

«Оранжевый» маршрут — по часовой стрелке

Этот вариант на картах и указателях на трассах обозначен оранжевым цветом. Он предполагает 12 подъемов и 11 спусков.

Из Сельвы в 6-местных гондолах поднимаемся на Dantercepies (2300) и спускаемся к поселку Колфоско (1645). Длина трассы около 5 км при перепаде высот всего 650 м. Кроме самого верхнего, иногда бугристого отрезка у Passo Gardena, ехать можно практически без поворотов. Между Колфоско и Корварой (1568) – перекидная 4-креселка над слишком пологим участком длиной более километра: ни в ту, ни в другую сторону движение на лыжах невозможно. В середине и особенно в конце дня на нее часто собираются очереди минут на 20.

Из Корвары на склон Boe вытягивает 12-местный гондольный подъемник. C высоты 2200 м средней сложности спуск (1,4 км) ведет к перевалу Campolongo, с которого на 4-креселке предстоит подняться к Bec de Roces (2160). Отсюда стартуют две симпатичные «красные» трассы южной ориентации: снег на них, как правило, очень мягкий. Встретившись у 4-креселки Pale, они превращаются в довольно узкий «синий» проезд, завершающийся выкатом в Араббу (1600).

Здесь придется снять лыжи и пройти к подъемнику Portados (дорога не должна занять более 3-5 минут), поднявшись на котором следует взять левее и после очень короткого спуска пересесть на креселку Carpazza. Еще один более продолжительный и совсем несложный спуск приведет к пограничной точке между зонами катания Араббы и Валь Ди Фассы – Pont de Vauz.

Старая версия «оранжевой» Sella Ronda – от поселка Араббы до Pont de Vauz, проходила по более сложному и участку, который существует и в настоящее время. Чтобы попасть на него нужно отправиться к подъемникам на Porta Vescovo (2478). Можно воспользоваться фуникулером или 25-местной гондольной дорогой, имеющей промежуточную станцию на Pescoi (2158); на оба подъемника бывают довольно длинные очереди, кабины уходят наверх битком набитые. С вершины – великолепный вид на ледник Marmolada (3342). Северный 3,5-километровый спуск с Porta Vescovo, официально имеющий «красную» маркировку, — самый сложный на всем маршруте Sella Ronda. На крутом тенистом верхнем участке быстро образуются большие бугры; в средней части есть несколько скоростных отрезков. Соблюдайте осторожность, трезво оценивайте свои силы. Не останавливайтесь посреди трассы: если решили полюбоваться Piz Boe и панорамой долины, лучше уйти в сторону.

С Pont de Vauz (1851) на перевал Pordoi доставляет 10-кресельный подъемник. Несложный 700-метровый спуск в обратном направлении, к такой же креселке, которая забросит на гребень по другую сторону скалы Sass Bece (2583). С высоты 2418 м предстоит длинный, 4,5 км, спуск в Pian Frataces (1715). Поначалу – просторные и светлые «красные» выкаты Belvedere; ближе к концу – довольно тесный, забитый народом бугристый проезд с несколькими крутыми поворотами. На развилке метров за 300 до финиша держитесь правее – иначе окажетесь на трассе, ведущей в Валь ди Фассу, в Канацеи (1460), и надолго оторветесь от Sella Ronda.

На противоположный восточный склон Col Rodella (2485) поднимают 8-местные гондолы. Короткий проезд к 4-креселке Cavazes-Grohmann и еще один подъем, на 2323 м. Отсюда несложный «красный», а за Passo Sella и вовсе элементарный «синий» спуск в направлении План-де-Гралба (1800). По правую руку – красивые стены Miara, по левую – клык Sassolungo (3181). С полдороги, воспользовавшись 4-креселкой Sole, можно подтянуться на Piz Seteur (2063), откуда в План-де-Гралба ведет приятная лесная трасса. Несложный «красный» спуск (2,3 км) в район Plan, короткая перекидная креселка — и через 250 м финиш на окраине Сельвы (1563).

Чтобы замкнуть маршрут и очутиться в точке, из которой мы начали его описание – нижняя станция подъемника Dantercepies, останется только воспользоваться короткой креселкой Costabella и спуститься за тем по небольшой «красной» трассе.

 

«Зелёный» маршрут — против часовой стрелки

Данный вариант кругового маршрута Sella Ronda, маркированный на картах и указателях зеленым цветом, предполагает 16 подъемов и 15 спусков.

В 12-местных гондолах поднимаемся из Сельвы на Ciampinoi (2254) и по любой из «красных» трасс (обе 2,5 км, левая проще) спускаемся в План-де-Гралба. На выкате – будьте к этому готовы – всегда довольно многолюдно.

10-местный кабинный подъемник на Piz Seteur, следом еще один, приведет к отметке 2235 м. Длинный, 800-метровый, очень пологий траверс среди каменных глыб, некогда обрушившихся с Sassolungo, приводит к креселке Sasso Levante, которая вытягивает на высоту 2428 м. Отсюда, держась правее, пересекаем несколько трасс с Col Rodella (внимательно смотрите по сторонам, чтобы избежать столкновений!), и выходим на качественный 3-километровый «красный» спуск средней ширины с несколькими скоростными отрезками, ведущий в Pian Frataces; общий перепад высот составит около 700 м. Ближе к финишу держитесь левее, чтобы не «свалиться» в Канацеи.

На склон Belvedere доставляют 8-местные гондолы; выше, на гребень Sass Bece, к отметке 2418 м – мощная 6-креселка, на которую тем не менее нередко собирается длинная очередь. Вниз устремляется очень неплохая «красная» трасса, которая приводит к пограничному пункту между зонами катания Валь Ди Фассы и Араббы – Pont de Vauz. Креселка Alpenrose доставит на вершину Portados (2157), откуда по широкой «красной» трассе, переходящей потом в пологий траверс, мы выкатимся до окраины Араббы. Здесь нужно пересесть на подъемник Arabba Fly, который оправдывая свое название, пронесет нас над центром поселка и высадит по другую сторону.

Далее из Араббы на Burz (1940) вытягивает 4-кресельная канатка. Короткий выкат в ложбину Plan Boe (1800), после чего еще одна 4-креселка – на Bec de Roces и спокойная «синяя» дорожка (1,1 км) к перевалу Campolongo. Отсюда на точно такой же канатке поднимаемся на восточный склон. С высоты 2055 м берет начало широкая в верхней части, живописная лесная «красная» трасса длиной 2,6 км; бугры встречаются лишь на завершающем отрезке перед финишем в Корваре. Плато Альта Бадии остается справа; прямо перед глазами – впечатляющий скальный пик Sassongher (2665), визитная карточка этого региона.

Из Корвары в Колфоско довольно быстро можно попасть на кабинках подъемника Borest. Затем сразу же нужно отправиться на креселку Sodlisia, где в пиковые часы нередко возникает толкучка. Далее – две секции 8-местных гондол на склон Grand Cir, до отметки 2222 м. От верхней станции уходит ничем не примечательный 300-метровый спуск средней сложности. Пройдя его, можно еще раз подтянуться наверх, воспользовавшись 4-креселкой Val Setus, но лучше сэкономить время, сразу продвинувшись вперед к 4-креселке, доставляющей с перевала Gardena на Dantercepies.

Достойно завершит ски-сафари Sella Ronda против часовой стрелки любая из двух в равной степени интересных «красных» трасс, ведущих непосредственно в Сельву: длина обеих 4,5 км, перепад высот 730 м. Обе потом сливаются в довольно пологий ски-роут, проходящий по окраине поселка и заканчивающийся поблизости от нижней станции подъемника Ciampinoi. Чтобы пройти к нему, нужно снять лыжи, перейти улицу и повернуть на право. Минуты через три вы окажитесь в начальной точке данного маршрута.